Читала эту книгу по рекомендации. Понимаю, что это классика, что в романе затронуты важные темы, но мне он не понравился. Не зацепил. Читать было легко, но и не более того.
Подозреваю, что виной тому (хотя бы отчасти) был Пастернак. После него нужно было сделать хороший перерыв в серьезной литературе, но я почти сразу схватилась за Ремарка. И он явно проиграл.
Хотя и там, и там нет яркого накала страстей, а идет просто описание обычной, рядовой, ежедневной жизни, какой может жить любой сосед за нашей стенкой. Но вибрации, которые присутствовали в романе Пастернака, были менее ощутимыми (вообще отсутствовали?) в романе Ремарка.
Ремарка я пробовала читать много лет назад. У меня не осталось от него вообще никаких впечатлений, ни плохих, ни хороших. В этот раз я читала его так, словно только вчера мне сказали: есть такой автор. У меня не было предубеждений и ожиданий.
Был только отзыв уже читавшего роман человека, он очень высоко оценил книгу. Была брошюрка из местного книжного супермаркета, где «Жизнь взаймы» называют одной из выдающихся книг века. Может быть, я все-таки была заранее настроена на то, что вот сейчас я прочитаю шедевр. И это мне помешало.
Когда я читала Пастернака, то предвкушения не было. Я была готова к традиционному ежевечернему чтению, не больше и не меньше. О том, что это шедевр, я даже не думала.
И вот: Пастернак, которого я не считала каким-то особенным автором, поразил меня, а Ремарк, которого мне нахвалили, совсем не тронул.
* * * * *
Спустя несколько дней после прочтения романа я наугад включила телевизор и попала на канал «Культура», где как раз обсуждали Ремарка. Само собой, я посмотрела эту передачу. И окончательно убедилась, что это не мой автор. Не плохой, а просто не мой. У нас разное мировосприятие, поэтому мне сложно увидеть мир его глазами.
В передаче много говорилось о том, какую роль Ремарк сыграл для тех, кто родился в СССР и читал его книги. И почему-то постоянно делался упор на то, что «наши люди» с особым интересом читали о походах в кафе, о винах, которые там подавали, и т.д.
Я тоже родилась в СССР, но несколько позже. Вероятно, я не успела застать эту тоску о красивом западном образе жизни, поэтому не могу понять интерес к романам Ремарка. Но независимо от этого я не считаю, что книга может быть ценной только потому, что в ней описывается другая реальность (если это, конечно, не путеводитель).
Все-таки книга должна говорить о чем-то еще, кроме кафе и вина. В передаче это почти не звучало. В самом романе тоже прослеживалось как-то недостаточно выразительно. Вместо того чтобы подтолкнуть меня к Ремарку (а я ждала этого толчка, мне хотелось понять, почему же меня не впечатлил роман, который считается классикой) передача утвердила меня в мысли, что вряд ли я сумею понять его.
Пока у меня есть смутное ощущение, что я чего-то недопонимаю в жизни, что мне не хватает то ли тонкости восприятия, то ли чего-то подобного, раз я не могу оценить то, что признано миллионами.
И, может быть, когда-нибудь потом я попытаюсь прочитать что-нибудь еще из произведений Ремарка, но не сейчас.
© Елена Домосед, 6.07.2012
Копирование (полное или частичное) запрещено