Дочитала наконец-то «Анну Каренину». Не столько дочитала, сколько домучила… Ушло у меня на это мероприятие месяца четыре. Ужас! И это притом что по образованию я филолог, то есть теоретически должна (как минимум) знать и (как максимум) любить родную русскую литературу. Но не складывается у меня как-то с этой любовью.
К русской классике я всегда относилась с некоторой прохладцей. Не ко всей, конечно, но если рассматривать ее «в общей массе» (понимаю, что формулировка для литературы не очень корректная), то о любви речи не идет.
Хотя интерес, безусловно, есть. Интерес, который я пытаюсь время от времени «проверить». То есть после некоторого перерыва я пытаюсь заново перечитать то, что должен знать любой уважающий себя филолог.
С каждым разом (годом?) ощущения от русской классики меняются. Скажем, Достоевский «вдруг» в какой-то момент стал восприниматься мной совсем по-другому. Если не вдаваться в детали, то можно сказать «со знаком плюс». Это произошло спустя много лет после окончания филфака.
Ситуация с Толстым долгое время была стабильно «скучной». Я читала и скучала. Так было много лет. И в этот раз, в общем-то, так же. Первый том шел очень тяжело, второй — немного легче. Но любви, увы, они снова не пробудили. Возможно, Толстой просто не мой автор?
Анна, вопреки моим ожиданиям, вновь не вызвала у меня отклика. Сочувствие, сопереживание (как любому человеку в трудной жизненной ситуации) — да, но не любовь. В этот раз у меня возникло ощущение, что Анна (несмотря на заглавие книги) — вообще не главный персонаж. Или я так плохо училась в школе и институте, что пропустила мысль об этом? Может, это общепризнанная истина?
Намного ближе мне оказались Левин и Долли. Вот им, несмотря на гораздо меньшее количество проблем, чем у Анны, я сопереживала искреннее и глубже. И дело не в том, что любовь Левина к Кити или любовь Долли к Стиве более глубока, чем страсть Анны и Вронского. Это лишь небольшая частность (одна из). Причина такого предпочтения гораздо масштабнее, но описать ее двумя словами я вряд ли смогу. Не исключено, что это моя «похожесть» на Левина и Долли (причем в большей степени на Левина).
Но, несмотря на прохладцу к русской классике в целом и Толстому в частности, опыт очередного прочтения «Анны Карениной» был интересным. Я не помню своих ощущений от предыдущих чтений этого произведения (ну вот не трогает меня этот роман), но мои сегодняшние мысли совсем для меня не лишни. Мне было любопытно проанализировать себя и свои ощущения в связи с этим опытом.
Когда я читала роман, меня больше занимал не сюжет, не «поток сознания» героев, а то, как этот роман «сделан», какие приемы использует автор для выражения своей мысли и идеи. То есть я не столько читала, сколько «препарировала» это произведение. Возможно, это связано с тем, что сюжет был знаком, а мои филологические перекосы сознания уже неизлечимы, но вряд ли. Есть книги, которые я читаю без подобного «препарирования». То есть дело, по-моему, все-таки в том, что мне было неинтересно. Ну имею я право не любить каких-то авторов или какие-то отдельные их произведения?
© Елена Домосед, 10.09.2011
Копирование (полное или частичное) запрещено