Это не первая моя попытка подружиться со Стругацкими. Повесть я осилила (именно осилила), но симпатии к ней и к авторам так и не возникло. И даже не знаю, стоит ли преодолевать свое внутреннее сопротивление и пытаться снова браться за их книги.
Что понравилось. Первая глава; созданная интрига; вечный дождь как способ передачи общей мрачной атмосферы происходящего. На этом все.
Что не понравилось. О! Здесь список гораздо больше.
Сложный язык. И даже не столько сложный, сколько невнятный: кто говорит, о чем, зачем? Особенно пьяные диалоги, в которых вообще невозможно найти ни смысла, ни логики. Многие предложения приходится перечитывать заново, чтобы понять, с какой интонацией они должны звучать, какие ритмические акценты в них нужно расставить.
Вся книга написана как будто наспех, очень грубая и топорная работа. Причем, с одной стороны, есть какие-то тайны, и они то ли тонкие, то ли глубокие, то ли духовные (тема смены и преемственности поколений, правильного воспитания детей, человечности и божественности). С другой стороны, есть воплощение этих тайн в произведении, и это сделано небрежно (много обозначено и мало раскрыто).
Вообще интрига так и остается интригой. Некоторые частности становятся понятны, но лишь некоторые. Об остальном приходится догадываться самим. И это не открытый финал, где читателю оставляют право развить историю на свой лад. Это не многозначность, где можно найти разные варианты ответов. А именно недопридуманность (или недосказанность) самой повести.
Такое ощущение, что возникла мысль, идея, которую авторам захотелось обыграть. И они нарастили на нее текст. Но не прожили сами происходящее, не прочувствовали его, поэтому получилось нечто невнятное — отдельно скелет, отдельно мясо, а живого сюжета нет.
Насчет замысла, кстати, спорить не буду — он интересный, многогранный. Но реализация, увы…
Цитаты из книги
Именно то, что наиболее естественно, менее всего подобает человеку.
Какой смысл говорить о будущем? О будущем не говорят, будущее делают. <…> Один умный человек сказал, что будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести.
Будущее – это тщательно обезвреженное настоящее.
В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь на поверхность.
Аркадий и Борис Стругацкие «Гадкие лебеди»
В тексте встречаются упоминания, которые сложно совместить: рыцари, гусары, танки, президент — нагромождение времен и понятий, которое никак не объяснено. Теоретически можно предположить, что так создавался абстрактный мир, так авторы избегали цензуры и пытались показать, что речь идет не о реальности, а о чем-то вымышленном. Но ту же вымышленность можно было сделать иначе, без использования привычных (и потому отсылающих к определенным шаблонам) образов.
В общем, у меня ощущение полной мешанины. И это на фоне того, как много хвалебных отзывов в Интернете. Видимо, у меня совсем другие ожидания от литературы и другие требования к книгам.
Читала в марте 2020.
© Елена Домосед
Копирование (полное или частичное) запрещено