Как-то оказалась в гостях в полном одиночестве (парадокс, да) и без дел. Заняться — нечем совершенно. В зоне досягаемости нашлась только одна хозяйская книга. По иронии судьбы это был Лукьяненко, который при последнем столкновении с ним хороших эмоций не вызвал. Но за неимением другого начала читать.
Тут же обнаружила, что, во-первых, с книгой уже знакома, а во-вторых, не помню ни сюжета, ни деталей, ни концовки — только какие-то обрывки. Именно с Лукьяненко у меня такое было и раньше (забыла не только фабулу, но и сам факт чтения). Но, как ни странно, идея показалась увлекательной (вопреки ожиданиям).
Ну как увлекательной? Приключения особо не впечатлили, но я в принципе не фанат приключенческой литературы. А вот интригу с религиозной темой хотелось разгадать — что за персонаж, как будет развиваться, к чему придет, чем завершится.
И осталась разочарована. Финал какой-то невнятный, неубедительный, оборванный, слишком быстрый. Вообще у меня такое чувство, что это финал не всей книги, а только какой-то ее части. Будь у романа продолжение, возможно, я бы посмотрела на него иначе.
Когда читала, поймала себя на двух мыслях.
Первая. Тема альтернативной истории, которая уже встречалась в «Черновике» и «Чистовике» Лукьяненко, меня не привлекает. Возможно, потому и не нравятся книги в этом жанре. То есть дело не в авторе, а во мне.
Вторая. Почти все у Лукьяненко шито белыми нитками. Замысел вроде понятен, но его реализация слишком проста. Детали подогнаны друг под друга, общая форма очевидна, но видны все стежки и узелки, на которых эта конструкция держится. А хочется, чтобы видно не было. Чтобы возникало волшебство — что это? о чем это? как это вообще возможно? (как, например, у Пастернака, или Брэдбери, или Кизи).
В то же время осознание этих белых ниток как-то примирило и даже подружило меня с автором. Если заранее не ждать от него чего-то глобального, то вполне можно читать и даже перечитывать — просто чтобы занять глаза и скоротать время, не сильно загружая себя лишними размышлениями. Иногда хочется и такие книги полистать…
Читала летом 2019.
© Елена Домосед
Копирование (полное или частичное) запрещено