Книги        30 сентября 2018        303         Комментарии к записи М.Фрай «Лабиринты Ехо» (отзыв) отключены

М.Фрай «Лабиринты Ехо» (отзыв)

«Лабиринты Ехо» Макса Фрая я уже читала несколько лет назад. И когда поняла, что хочу легкого, необременительного, бездумного чтения, вспомнила про Фрая. Решила сравнить ощущения меня прежней и меня нынешней.

Фрай «Лабиринты Ехо»:
первая часть отзыва

Первую книгу цикла («Чужак») я проглотила на одном дыхании. После «Доктора Живаго» и «Жизни взаймы» это было очень поверхностное чтиво, переключающее мозг с кнопки ежедневных проблем и забот на кнопку отдыха и удовольствия.

Читала как сказку, не углубляясь и не сосредотачиваясь. И вдруг неожиданно поняла, что нашла в книге несколько фраз и мыслей, которые к категории простеньких и банальных отнести явно нельзя. За ними стоял такой масштаб, что понять его с разлету не получилось.

При этом сами фразы звучали как бы между делом, были вплетены в ничего не значащие диалоги персонажей о еде, быте и другом примитиве. Но для меня в моем нынешнем состоянии они оказались очень интересны и полезны, потому что задели в моей душе что-то важное, недодуманное, недопонятое.

Я очень люблю, когда глобальные смыслы спрятаны автором так глубоко, что обнаружить их удается не сразу. И в то же время у Фрая эти смыслы лежат на виду, написаны открытым текстом, без аналогий и вуалей.

Мне жаль, но я не могу сейчас привести ни одной цитаты: Фрая я читаю в электронной книге, и еще не научилась делать в ней отметки на полях.

* * * * *

Вообще весь цикл выглядит весьма своеобразно. Сюжет строится на сказочно-фантастически-нереальных событиях, но вместе с тем в нем много внимания уделено каким-то совершенно не книжным вещам: персонажи все время едят, убивают время на прогулках, много болтают и подкалывают друг друга. Это выглядит очень несерьезно.

Я полагала, что мне вполне хватит одной книги цикла, чтобы удовлетворить свое любопытство и перейти к следующему автору. Но оказалось, что расстаться с Фраем не так просто. Что-то держит тебя, заставляя переворачивать страницу за страницей. И в качестве награды время от времени ты получаешь те самые замаскированные, но лежащие в открытом доступе мысли, ради которых стоит читать дальше.

Для меня это мысли об устройстве Вселенной и возможностях человека. Как ни странно (все-таки речь идет о фантастике), они не вступают в противоречие с моим сегодняшним мировоззрением. Эти мысли представляют привычные вещи в новом неожиданном ракурсе. Причем ракурс — простейший, но мне самой почему-то не приходило в голову, что можно посмотреть на этот вопрос или эту проблему еще и под таким углом. Этим цикл для меня интересен.

* * * * *

Мне кажется, что «Лабиринты Ехо» можно сравнить с ЖЖ-блогом какого-нибудь гуляки, шутника, раздолбая. Разговор даже на серьезные темы у него перемежается какими-то шуточками и подколами.

Я и сама очень люблю легкий треп, когда обмен мыслями происходит не на уровне четко и правильно сформулированных мыслей, а на уровне игры слов, намеков, параллелей, аллегорий, расхожих фраз, цитат из фильмов, образов и даже жестов.

В моем окружении есть люди, которые, как и я, общаются подобным образом. Со стороны это, скорее всего, выглядит странно, но для нас (собеседников) это самый оптимальный способ общения — за словами, мимо слов.

И поэтому я с легкостью принимаю стиль общения сэра Макса со своими сослуживцами. Я представляю себе этого человека, но не внешне, а словно изнутри. Вероятно, мне самой сейчас не хватает подобного поверхностного взгляда на жизнь, некоторой несерьезности и безответственности, бесшабашности и безбашенности, поэтому я с удовольствием добираю недостающее посредством книг Макса Фрая.

* * * * *

Я уже дочитываю третью книгу цикла и мне пока не надоело. Похожие события в книгах совсем не так однотипны, как может показаться. В них присутствуют новые детали и повороты, новые мысли, которые не дают мне заскучать.

И в то же время игривость и поверхностность повествования не требуют от меня серьезной умственной и душевной работы, не усложняют мою жизнь, не мешают спать по ночам.

Это то, что нужно мне сейчас, когда я устала, но не могу взять время на полноценный отдых. Книга полна оптимизма, проблемы в ней решаются безболезненно, но в то же время присутствует понимание того, что оптимизм — это не глупость и дурашество, а нечто более глубокое, что безболезненное решение проблем — это тоже работа, и не самая простая.

Макс Фрай (вернее, тот/те, кто пишет под этим псевдонимом) сумел найти идеальное соотношение сказочности и будничности, фантастики и реальности, легкости и серьезности. Буду читать дальше.

© Елена Домосед, 7.07.2012
Копирование (полное или частичное) запрещено

Фрай «Лабиринты Ехо»: вторая часть отзыва

Дочитала наконец «Лабиринты Ехо» Макса Фрая. О своих недавних ощущениях от этого цикла я уже писала. С тех пор ситуация несколько изменилась.

Сейчас я уже не готова назвать «Лабиринты» легким и развлекательным чтивом, хотя легкость изложения и развлекательный фон никуда не делись. Персонажи все так же хохмят и проводят каждую свободную минутку за едой, а события тем временем становятся все любопытнее и любопытнее.

* * * * *

…Хотя совсем не то и не о том хотела я написать, когда собиралась с мыслями. В голове крутилось несколько критических заметок в адрес автора, и они казались мне главными.

Хотелось покритиковать то, как развиваются события в «Лабиринтах», как построены части этого цикла. Мне казалось, что романы плохо связаны между собой и не представляют чего-то цельного. В том смысле, что мало просто рассказывать из раза в раз об одних и тех же персонажах, чтобы разные произведения стали циклом, нужно объединить их единой мыслью, которую я долго не могла нащупать.

А когда нащупала, она показалась мне недостаточно равномерно натянутой. В одних главах она провисала и пропадала из виду, в других натягивалась до звона, грозя лопнуть прямо на глазах.

Мне не хватило четко выстроенной традиционной структуры: завязка — кульминация — развязка. В некоторых романах (с моей точки зрения) кульминации не было в принципе, а в некоторых (что, наверное, позволительно для цикла) кульминация относилась не к конкретному роману, а сразу ко всему циклу.

Я не говорю о том, что в какой-то момент (где-то на четвертой из восьми книг) подустала от однообразных шуток персонажей, от предсказуемой манеры поведения и очевидных авторских штампов.

Но! При этом я ни секунды не думала о том, чтобы закрыть все эти «неудачные» книги и почитать что-нибудь более достойное звания высокой литературы. То есть критика была отдельно, а «Лабиринты Ехо» — отдельно. Такой вот парадокс, да.

* * * * *

Особое внимание привлекли два романа (две повести, две главы?): «Книга огненных страниц» (из книги «Болтливый мертвец») и «Тихий город» (из книги «Лабиринты Мёнина»).

«Книга огненных страниц» — тем, что она органично вписывалась в мое традиционное представление о том, как должен развиваться сюжет. Как у читателя у меня не нашлось бы никаких возражений, если бы цикл завершился именно этой главой. Да, это противоречило бы всем предыдущим главам, но почему бы и нет? Это было бы интересно.

То, что главного героя целым и невредимым вернули в привычную реальность, меня даже несколько разочаровало. Внутренне я была готова к тому, что точку нужно поставить здесь и нигде больше. Видимо, я все-таки больший пессимист, чем предполагала.

«Тихий город» — тем, что он наконец-то расставил по местам все детали предыдущих романов, оформил в слова все намеки и недоговоренности. И не то чтобы я сама не могла это додумать, нет. Просто мои выводы — это одно, а выводы автора — это другое. Всегда интересно понять, что же имел в виду человек, в голове которого родился целый мир, да еще такой необычный, непохожий на наш.

Конечно, заключения автора — это всего лишь один слой реальности, под которым могут скрываться еще десятки слоев. То есть один роман не может полноценно подвести итоги всего цикла, все равно что-то останется за кадром. Но уже тот факт, что именно эти заключения, итоги, выводы оказались на поверхности, — очень любопытен, это тоже может оказаться символом, знаком, намеком.

* * * * *

Вообще меня постоянно преследовала мысль, что автор сам плохо понимал, когда именно он закончит повествование. До сих пор я считаю, что автор живет и пишет «одним днем»: вот пришла ему мысль, которую можно оформить в целое произведение, и он пишет очередной роман. Но при этом сам не знает, чем этот роман завершится, станет ли он заключительным или вскоре у него появится продолжение.

Я не говорю, что это плохо. Я просто констатирую факт (ага, беру и констатирую, как это делал сэр Макс в романе).

* * * * *

Как-то я уже писала о том, что есть книги, которые мне нравятся, и поэтому мне постоянно хочется растянуть их, добавить в них страниц. Не дописать за автора, а просто волшебным образом добавить для увеличения объема, чтобы можно было читать на день или на месяц больше, чтобы книга не кончалась.

В случае с «Лабиринтами Ехо» этого не произошло. Восьми книг цикла мне вполне хватило. И даже порой крутилась мысль, что, наверное, уже перебор, можно и остановиться. Но это был такой своеобразный перебор, который не вызывал ни скуки, ни усталости, а только чувство насыщения.

Сейчас, когда прошло уже около недели с тех пор, как я завершила цикл и даже прочитала книгу другого автора, мне кажется, что Макс Фрай сумел сделать невозможное. Он создал некий виртуальный мир, который постепенно заглатывает читателя, особенно если тот не сопротивляется. Живой мир, как, например, Черхавла («Сладкие грезы Гравви» из книги «Наваждения»).

Это погружение в выдуманный мир и дает одновременно то чувство насыщения, и то любопытство, о которых я упоминала. Как и обычный мир (обычная жизнь), он вызывает смешанные неосознанные эмоции: с одной стороны — «все, я сыт этим по горло!», с другой стороны — «а что же там дальше?».

Мне кажется (да, в связи с «Лабиринтами Ехо» мне постоянно что-то кажется, это не случайная, а вполне оправданная тавтология), что одна из стен моей квартиры за три летних месяца, которые я провела в компании сэра Макса, стала менее реальной, способной при желании привести меня то ли в Дом у моста, то ли сразу в Хумгат.

* * * * *

«Лабиринты Ехо» для меня стоят в одном ряду с «Властелином колец» Толкиена и «Хрониками Амбера» Желязны.

Правда, Толкиена я не читала уже лет пятнадцать, наверное, и руководствуюсь сейчас больше своими воспоминаниями о трилогии, чем самой трилогией. И совершенно явственно отдаю себе отчет в том, что Толкиен и Фрай — это все-таки совсем не одно и то же. Просто мне удобно держать их в мысленном книжном шкафу на одной полке.

Желязны я перечитывала неоднократно и в последнее время. Трудно назвать точные даты, но лет пять назад, пожалуй, возвращалась к нему. И здесь тоже нет явных параллелей и пересечений с Фраем. Наоборот, в отличие от Фрая, Желязны заранее выстроил сюжет, по которому читатель последовательно и равномерно следует из точки А в точку В.

В моем виртуальном книжном шкафу Желязны стоит все на той же полке, что и Толкиен с Фраем. Из менее художественного я бы добавила туда «Мир тропы» Андреева, но это вообще отдельная история.

Чем мне нравится эта книжная полка, так это тем, что она не догматична. В ней нет раз и навсегда сделанных выводов и рекомендаций. Есть просто разные версии событий, которые можно воспринимать как развлекательные приключения, а можно попытаться заглянуть между строк.

И особая прелесть заключается в том, что никто никогда не может заранее узнать, что именно он увидит между этими строчками. Это — как река, в которую нельзя вступить дважды.

У авторов нет готовых ответов, как у нас нет готовых вопросов. Все зыбко и неопределенно, мобильно и переменчиво, и это очень и очень интересно.

Любые догматы (к какой бы религии они ни относились) стабильны и неколебимы, они категоричны в своей истине, их аксиомы не требуют доказательств, и мне кажется, что это — одно из свидетельств их слабости и недостоверности. Ну, или недостаточной силы и неполной достоверности.

Гибкость подхода авторов фантастики и фэнтези мне близка тем, что она включает собственные мозги, заставляет думать и искать ответы. Где-то соглашаться с авторами, где-то спорить с ними, где-то брать тайм-аут на размышления.

И авторы, и я — простые люди, мы не знаем истины и, вероятно, никогда не узнаем (разве что какие-то кусочки и обрывки, маленькие и разрозненные). Это вызывает массу эмоций, и это труднее, чем просто довериться догматам и тем, кто их трактует (тоже, кстати, простым людям). Впрочем, это уже не про Макса Фрая с его «Лабиринтами Ехо»…

© Елена Домосед, 2.09.2012
Копирование (полное или частичное) запрещено

  Метки: