Я с легкостью берусь за чтение по чьим-то рекомендациям, «Планету шампуня» мне тоже кто-то посоветовал. Но какого-то сильного отклика она у меня не вызвала.
Сначала показалось, что есть какие-то параллели с другим романом — «Над пропастью во ржи». Авторы разные, время написания тоже, возраст у главных героев не совпадает полностью, хотя и близкий (в «Пропасти» молодому человеку шестнадцать лет, в «Планете» — двадцать). И все же есть что-то, что роднит эти книги: тема взросления и вопросы, которыми задаются подростки, прощаясь с детством и вступая в следующий этап жизни; манера речи и психология молодых людей.
Правда, сходство быстро пропало: «Пропасть» не дает заскучать ни на первых страницах, ни на последних, а в «Планете» много то ли банальных, то ли однотипных событий, обстоятельств, описаний.
► Впрочем, если отказаться от сравнения, то интересное в «Планете шампуня», конечно, есть.
Образы, которые использует Коупленд, неизбитые, яркие, живые (оранжевый закат, как экзотический овощ; медовый солнечный завиток; гнутая лента реки, как тугая металлическая пружина и т.д.). Они с самого начала привлекают и располагают, обещают что-то любопытное и необычное дальше.
Язык очень легкий, на него не отвлекаешься, он не мешает. Таким языком часто пишут детские книги, поэтому и вчиталась быстро.
► Проблемы, которые поднимает автор, привычные, стандартные, актуальные. Возможно, в девяностые, когда создавался роман, они были не только актуальны, но и свежи. Сейчас их значимость осталась, но подача выглядит слишком примитивной и прямолинейной: чистота телесная и духовная; внешний вид и внутренний мир; параллель между человеком и планетой; здоровье и экология; смысл или бессмысленность бытия. Все открытым текстом, в лоб, бесхитростно (юношеский максимализм).
Доверие рекламе, популярным маркам товаров, равнение на медийных персон — как основа мировоззрения. Невысказанные сомнения, хороши или плохи такие ориентиры. Попытки вырваться из захолустья и построить биографию, которая не будет похожа на родительскую. Высокая планка — то ли сугубо материальных, то ли все-таки личностных устремлений.
И в то же время — любовь к семье и к людям в целом. Добрые мысли и благородные посылы.
То есть некая смесь своих амбиций и чужих мнений, приземленности и меркантильности — с одной стороны, и чего-то светлого, одухотворенного — с другой.
Тем затронуто много, они злободневные, но в основном черно-белые, без полутонов и компромиссов. Не исключено, что это — способ показать мышление главного героя, то есть специальный прием, а не случайный промах. Но мне не нравятся такие упрощения в литературе. С моей точки зрения, они должны быть либо еще более утрированными, либо гораздо более тонкими.
Цитаты из книги
Чужую жизнь прожить намного проще, чем свою собственную.
Независимость, оказывается, не такая простая штука, как я думал. И очень дорогая.
Запомни: момент, когда ты острее всего чувствуешь свое одиночество, это тот момент, когда нужнее всего побыть одному. Злая ирония жизни.
Дуглас Коупленд «Планета шампуня»
► Концовка, в отличие от многого другого в романе, порадовала. Вообще последняя точка в истории — это всегда важно. Один финал может испортить даже хорошую работу, другой — взбодрить даже плохую.
Мне финал понравился. Во-первых, он неожиданный. Во-вторых, жизнеутверждающий. В-третьих, философский. В нем нет той прямолинейности, про которую я писала выше. Можно увидеть в нем просто юмористическую ситуацию, а можно — некую аллегорию (как раз то, чего мне и не хватило в самой книге — метафоричности, иносказательности, изящности).
► В общем, впечатления от книги неоднозначные. Попробую продолжить знакомство с автором и разобраться, все ли его произведения написаны в этом ключе или нет. Попытаюсь понять его взгляды и отношение к окружающей действительности. Вот только читать буду не подряд, а вразбивку, чтобы не было пресыщения.
Читала в марте 2020.
© Елена Домосед
Копирование (полное или частичное) запрещено