Я всегда считала Рэя Брэдбери фантастом. Много лет назад я прочитала его роман «451 градус по Фаренгейту» и поставила себе мысленную галочку: к Брэдбери стоит когда-нибудь вернуться. Это «когда-нибудь» ни к каким конкретным срокам не относилось, так как фантастика, хоть и была мне интересна, но в числе первоочередных задач не значилась.
Ситуация изменилась, когда я последовательно начала читать антиутопии. Помните мультфильм про девочку, которая собирала ягоды? «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, четвертая мерещится»… Вот так и я: одну книгу читала, на другую смотрела, из остальных составляла список на ближайшее время.
Оказался в этом списке и Брэдбери с его романом «451 градус по Фаренгейту», так как не единожды в разных уголках Интернета встретила я информацию о том, что это антиутопия. «Тем интереснее», — подумала я.
* * * * *
Роман я прочитала. Нахожусь под впечатлением. И не уверена в том, что это чистой воды антиутопия. Во всяком случае она очень отличается от произведений Замятина, Оруэлла, Элтона.
Мне почему-то «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери напоминает «Над кукушкиным гнездом» Кена Кизи. Я понимаю, что это разные вещи, но есть в них что-то родственное. В первую очередь — статичность повествования: событий очень мало, основное место в повествовании занимают мысли. Но эти мысли — не умствования, не мораль, не поучения, не назидание. Оба автора не навязывают свои идеи, а размышляют над вопросами, позволяя читателю присутствовать рядом и следить за этим процессом.
Мне очень нравится такой подход: когда нет готовых шаблонных решений, когда произведение не завершается наложенной резолюцией, которую нужно срочно взять на вооружение. Мне нравится возможность прийти к собственному выводу, пусть не сразу, пусть не в полном объеме, пусть без гарантии совпадения с выводом автора.
* * * * *
Если вернуться к роману Брэдбери, то сложно сказать, антиутопия ли это. В произведении действительно описано тоталитарное общество, есть персонаж, осознавший деструктивность этого общества, этого персонажа преследуют, но безрезультатно. И в этой безрезультатности — особенность романа Брэдбери: главный герой не просто невредимым уходит от преследования, но и встречает единомышленников, которые составляют целую слаженную систему.
Такие системы были и у Замятина, и у Элтона. У Оруэлла описание системы присутствовало, но существование самой системы вызывает сомнение. У Брэдбери же эта система есть, и никто не препятствует ее развитию. Более того, именно представители этой системы выживают после того, как основные очаги тоталитарного общества разрушены.
Поэтому говорить о том, что «451 градус по Фаренгейту» — это антиутопия, можно с некоторыми оговорками. Хотя по большому счету совсем не важно, в каком жанре написано это произведение. Оно очень сильное, очень глубокое и очень поэтичное.
© Елена Домосед, 5.12.2011
Копирование (полное или частичное) запрещено