В своем виртуальном шкафу я бы поставила эту книгу рядом со «Счастливой девочкой» Нины Шнирман: та же детская непосредственность, тот же детский взгляд на жизнь уже выросших взрослых авторов.
От чтения получила большое удовольствие. Здесь и японская действительность, и нестандартные подходы к обучению, и философские вопросы допустимого и недопустимого, правильного и неправильного, здоровья и болезни, жизни и смерти, мира и войны.
Это история нескольких месяцев из жизни японской первоклассницы. История о том, как вписывается или не вписывается ребенок/человек в строгую систему школы/жизни. О том, как родители и учителя реагируют на это, как ведут себя в этих условиях. О том, как простые будничные ситуации помогают взрослению и воспитанию.
Цитата из книги
Иметь глаза, но не видеть красоты; иметь уши, но не слышать музыки; обладать разумом, но не воспринимать истину; иметь сердце, но никогда не волноваться и не гореть огнем – вот чего надо больше всего опасаться!
Тэцуко Куроянаги «Тотто-тян, маленькая девочка у окна»
Повествование начинается легко и светло, и в какой-то момент даже возникает подозрение, что с минуты на минуту станет скучно, потому что слишком все наивно и примитивно.
Но постепенно автор вводит все более серьезные темы, ставит перед персонажами книги проблемы, которые дети решают смело и искренне. И сделано это (введение новых трудных тем) очень аккуратно, без морализаторства и назидания.
Книга автобиографическая. Тэцуко Куроянаги рассказывает о себе и о тех взрослых, которые ее окружали. Именно эти взрослые помогли ей сохранить живость восприятия, не сломаться под всемогущим прессом общества, который тяжелее всего переносится детьми и который наверняка испытал каждый из нас.
И поэтому в повести нет ни поучений, ни нотаций, ни наставлений. Школьники, читая ее, не будут ощущать никакого давления. Их родители не будут ощущать никаких обвинений. Все написано очень нейтрально, по-доброму.
Тяжелых и глубоких тем к концу книги становится все больше и больше. А история с каждой страницей выглядит все менее детской. Она уже не кажется ни наивной, ни простой. Этот букинистический томик передают из поколения в поколение, его читают в разных странах, и это вполне объяснимо. Потому что в нем все очень живо, душевно и по-настоящему.
Меня и сейчас книга очень тронула. А если бы она попалась мне, когда сын еще учился в школе, наверное, тронула бы еще сильнее.
Читала в апреле 2020.
© Елена Домосед
Копирование (полное или частичное) запрещено