Когда несколько лет назад по Интернету прокатилась волна положительных отзывов об этой книге, я решила не торопиться (слишком часто то, что нравится многим, в результате не нравится мне). Но когда появилась реклама, что будет снят сериал, тут же купила этот роман (лучше сначала читать, потом смотреть).
И даже не знаю, что сказать.
► С одной стороны, читала быстро, легко, с удовольствием. Язык хоть и своеобразный (кто-то называет его кинематографичным, каким пишут сценарии, кто-то — сухим и безэмоциональным), но мне он не мешал.
Наоборот, не нужно было привыкать к авторскому стилю, не нужно было вчитываться в эпитеты и прочие художественности (их просто не было). Я бы назвала язык телеграфным: максимум сути, минимум подробностей. Благодаря этому картинки происходящего можно представлять по-своему, без навязанных декораций и других деталей.
► С другой стороны, до сих пор не оставляет какое-то непонятное ощущение.
Во-первых, резкий контраст между началом и серединой/концовкой. Начало — очень экзотическое, колоритное, завораживающее. Потом рассказ становится гораздо проще, растянутее, скучнее.
Примерно так же выглядит история доктора: сперва очень странная, особенная, необычная, затем — более пресная и плоская.
Причем нельзя сказать, что финалы этих линий хуже, чем завязки. Дело не в лучше/хуже, а именно в контрасте. Такое ощущение, что роман писали два человека (хотя телеграфный стиль присутствовал у обоих), поэтому подача материала получилась такой разной.
Во-вторых, концовка. По-моему, очень банальная. Может быть, для женского романа (раз автор — женщина, главная героиня — тоже, будем считать, что и роман женский) ожидаемая, нормальная и даже терапевтическая, но все равно слишком стандартная.
* * * * *
Любопытно, как (по мере чтения) менялись мои версии о том, каков же замысел книги.
На первых страницах мне казалось, что это — судьба необразованной и ничего не видевшей в жизни молодой, но уже уставшей от быта женщины.
Дальше версии сменяли одна другую: тяготы переселенцев; скрытые силы характера и возможности организма; смена мировоззрений и отказ от канонических запретов; противоречие между моралью и чувствами; становление и формирование личности; доверие сначала религии, а потом себе; привязанность много испытавшей матери к единственному выстраданному ребенку…
А завершилось все незатейливой любовной точкой. Если бы романтика и отношения были главной идеей романа, такой финал был бы понятен. Но мне показалось, что книга все-таки не о притяжении двух человек, не об их симпатии, а о чем-то более масштабном. Поэтому развязкой я несколько разочарована.
* * * * *
Про достоверность событий и описаний (хоть национальных, хоть исторических) судить не берусь. Все-таки повествование не документальное, а художественное, оно по умолчанию предполагает и вымысел, и допущения, и неточности, и вольности.
Мне гораздо важнее понять тех персонажей, которые встречаются в книге. Что они за люди, на кого похожи, чем подкупают или отталкивают, на какие мысли наводят, как это пересекается с моей реальностью. А иначе зачем вообще читать?
Читала в октябре 2019.
© Елена Домосед
Копирование (полное или частичное) запрещено