Книги        25 ноября 2019        1801         Комментарии к записи А.Черкасов «Хмель» (отзыв) отключены

А.Черкасов «Хмель» (отзыв)

Люблю читать монументальные вещи. Весной закрыла последнюю страницу четырехтомника «Пряслины» Федора Абрамова, а сейчас закончила трилогию «Сказания о людях тайги» Алексея Черкасова.

► Первая книга — «Хмель» — посвящена жизни староверов, которые пришли в Сибирь из Поморья. По времени этот роман охватывает период чуть меньше ста лет — от декабрьского восстания 1825 года до революционных событий 1917 года.

Все, что касалось раскольников, было очень интересно! Сюжет, язык, колоритные персонажи. Исторические события, которые обычно выглядят плоскими и сухими, Черкасов сделал объемными и живыми, у них появились лица, имена, судьбы.

Когда дело дошло до Гражданской войны и революций, читать стало тяжелее. Но это моя субъективная проблема, мне сложно дается литература на подобные темы.

В целом же первая часть трилогии оставила о себе сильное впечатление. Это рассказ о том, как созревают и меняются действующие лица. О том, какие мотивы ими двигают и как это формирует изгибы их биографий. О том, как условия жизни влияют на каждого и делают нас такими разными и неповторимыми…

* * * * *

Определить, какая из двух оставшихся книг является второй, а какая третьей, — сложно. Если смотреть по хронологии написания, то после «Хмеля» идет «Черный тополь». А если по логике повествования, то — «Конь рыжий». Я решила, что буду читать, следуя за развитием событий, то есть сначала — «Конь», потом — «Тополь».

► Вторая книга — «Конь рыжий» — посвящена гораздо меньшему временному диапазону (событиям Гражданской войны в России). Поскольку данный исторический период меня мало привлекает (или, точнее сказать, редко в какой литературе он мне нравится; вот, например, те же годы в «Докторе Живаго» отзываются во мне гораздо больше, чем в других произведениях), то этот роман показался мне скучнее, чем первый. Но при этом мне ни разу не хотелось его бросить. Значит, не так уж было и скучно.

Эта часть трилогии, пожалуй, о гибкости человека, о том, всегда ли нужно быть непреклонным или в каких-то ситуациях стоит подстраиваться, маскироваться, мимикрировать… О том, где грань между допустимой адаптацией и недопустимым приспособленчеством. О том, как потерять или сохранить себя, и о том, всегда ли это нужно…

► Третья книга — «Черный тополь» — как бы подводит итоги всех предыдущих лет. Показывает, какие ветки, листья и плоды выросли на разных родословных деревьях, какие потомки произошли от старообрядческих корней, как они вписались или не вписались в события XX века.

В начале романа снова описаны события Гражданской войны, но уже через образы других персонажей: в предыдущей части трилогии рассказывалось, что приключилось с одними героями, а в этой — что в то же самое время происходило с их близкими, родными, знакомыми.

После сюжет затронул и Великую Отечественную, и годы после войны. Показал новые поколения на старой земле — с изменившимися взглядами и со свежими традициями…

► Большая часть цикла посвящена деревенской жизни. Город периодически появляется, но немного и ненадолго. Люди в трилогии тоже деревенские — или поморцы, или сибиряки (коренные или пришлые). У них особое мироустройство — интригующее и пугающее: близость к природе и тяготы неустроенных будней. Сами участники событий — яркие и неоднозначные, вызывающие смешанные чувства (как и те, кто нас окружает в реальности). Тем любопытнее было читать…

Думаю, понравится любителям исторической прозы, семейных саг, хорошего языка и долгих повествований.

Читала летом-осенью 2019.

© Елена Домосед
Копирование (полное или частичное) запрещено

  Метки: